Средства индивидуальной мобильности - электросамокаты, электровелосипеды, сегвеи, моноколеса и гироскутеры - в последние годы стремительно набирают популярность среди москвичей, однако их эксплуатация требует соблюдения мер безопасности, в том числе и пожарной.
Самая большая проблема таких устройств - это то, что они способны внезапно загореться. Были случаи возгораний во время движения, на зарядке, а также просто в состоянии покоя.
Первый пожар, причиной которого стал электросамокат, произошел в столице в 2017 году. Ежегодно в Москве в среднем регистрируется около 10 таких происшествий. Так, в прошлом году в районе Коньково пожар из-за стоявшего на зарядке электросамоката произошёл на улице Академика Капицы. Всего на территории города по итогам 2021 года произошло 13 случаев загорания средств индивидуальной мобильности.
Основными причинами возгорания и взрывов литий-ионных аккумуляторов являются: короткое замыкание, излишний заряд (перезагрузка), распад электролита. Из-за механического повреждения аккумулятора или попадания воды из окружающей среды может произойти локальный разогрев в месте замыкания с дальнейшим лавинообразным нагревом всей батареи и последующим за ним возгоранием.
"Пожароопасность электросамокатов обусловлена наличием в конструкции литий-ионных аккумуляторных батарей. То есть там присутствует катод, состоящий из лития, и графитовый анод. Нужно понимать, что электролит вскипает под действием температуры, начинают выделяться горючие газы, которые сначала заполняют весь внутренний объем батареи, а потом вырываются наружу. Происходит разрыв оболочки корпуса батареи и горение", - пояснила заместитель начальника отдела по исследованию пожаров и судебных экспертиз ФГБУ СЭЦ ФПС по Москве Марина Шашкова.
Однако к деформации аккумулятора, из-за чего возрастает риск короткого замыкания c последующим возгоранием, могут привести и перепады температуры. Элементы, из которых состоит аккумуляторная батарея, расширяются и сжимаются c разной скоростью и в разной степени. Правило тут простое - нужно соблюдать температурный режим. Не рекомендуется ставить устройство "на зарядку" сразу после окончания прогулки - перезаряд батареи из-за промерзания может привести либо к поломке, либо к пожару.
Начальник отдела дознания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Москве Сергей Болгов уточнил, что особенности пользования электросамокатом в разные времена года связаны в основном с особенностями эксплуатации аккумуляторных батарей.
"В холодное время года после прогулки не рекомендуется сразу ставить устройство на зарядку, из-за промерзания это может привести либо к поломке, либо к пожару. Следует дождаться, когда аккумулятор прогреется до комнатной температуры. Летом не рекомендуется производить зарядку батареи в условиях высоких температур, чтобы исключить случаи ее перегрева и перехода в аварийный режим. Погодные условия также влияют на эксплуатацию таких транспортных средств. Аккумуляторные батареи очень чувствительны к влаге. Если она попадет внутрь, то это приведет к образованию коррозии и окислению", - отметил Сергей Болгов.
Зимой транспортные средства на электротяге лучше убрать на хранение, предварительно сняв аккумулятор. Хранить его следует в сухом и меру отапливаемом помещении (максимальная температура +25°). Не рекомендуется размещать такие батареи в подсобках и кладовках рядом с легковоспламеняющимися жидкостями.
Для снижения пожарной опасности малогабаритных электрических транспортных средств и сохранения эксплуатационного ресурса их батареи важно соблюдать ряд правил:
- не допускать полного разряда АКБ - при снижении уровня заряда до 20% необходимо поставить батарею заряжаться;
- беречь АКБ от механических повреждений, деформации и разгерметизации. При подозрении на наличие внутренних повреждений следует провести диагностику аккумулятора в специализированном сервисном центре;
- перед каждым использованием проверять зарядное устройство, сетевой кабель, сетевую вилку и батарею на наличие повреждений;
- не разбирать батарею и зарядное устройство;
- использовать батарею со строгим соблюдением рекомендаций производителя, изложенных в инструкции;
- хранить АКБ в сухом месте, вне зоны действия прямых солнечных лучей, источников тепла, с уровнем заряда 40-80%;
- содержать в чистоте все разъемы;
- избегать попадания влаги на электроплаты, токоведущие элементы;
- не оставлять электротранспорт подключенным к электросети по окончании процесса заряда АКБ. На протяжении всего процесса зарядки не оставлять электротранспортные средства без присмотра;
- не вносить конструктивные изменения в устройство электросамоката, не предусмотренные заводом-изготовителем;
- осуществлять зарядку в обстановке, исключающей наличие горючей нагрузки вблизи места зарядки;
- никогда не хранить и не заряжать электросамокаты на пути эвакуации из помещения.