Разделение условий труда на классы и подклассы вошло в практику с января 2014 года, когда начали применяться положения Федерального закона N 426 от 28 декабря 2013 года. Закон предусматривает дифференцирование условий труда на IV класса в диапазоне от опасных (четвертый класс) до оптимальных (первый класс). Вредные условия труда выделены в третий класс и разделены на четыре подкласса (от 3-1 до 3-4). Присваивание классов производится по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) и отражено в Декларации соответствия условий труда.
C классом коррелирует размер дополнительных страховых сумм, которые работодатель отдаёт в Пенсионный фонд РФ. Кроме того по результатам СОУТ назначаются различные дополнительные выплаты и льготы для работников предприятия.
У работодателя возникает вопрос: возможно ли изменить в сторону понижения класс условий труда, если для уменьшения влияния опасных и вредоносных факторов эксплуатировать средства индивидуальной защиты (СИЗ)? На сегодняшний день такой способ реально существует, так как приказом Минтруда РФ N976н утверждена специальная Методика изменения класса условий труда, в ситуации, когда работниками применяются СИЗ.
Понижение класса допускается применительно к вредным условиям труда и лишь на одну градацию. Однако даже такое небольшое изменение поможет сэкономить заметные суммы. К примеру, изменение класса с 3-2 на 3-1 снизит дополнительный тариф в ПФР на 2% и позволит отменить льготный отпуск работника размером от семи дней.
Видится целесообразным для проведения СОУТ заключить договор с предприятием, специализирующимся в сфере охраны труда. Сотрудники такой фирмы смогут квалифицированно и оперативно выполнить необходимый комплекс мероприятий и дать компетентные советы для достижения самого эффективного результата. Специализированное предприятие располагает рядом достоинств:
- компетентные и опытные специалисты;
- современные сертифицированные приборы и оборудование;
- свободный доступ к действующей документации и последним техническим новинкам;
- знание нюансов и тонкостей законодательной базы.