В каждом государстве установлены нормы, регулирующие количество отходов производства, их утилизацию, степень безопасности получаемой продукции. Предприятие, поставляющее и производящее материалы на рынок внутри страны или за пределы, должно обеспечивать свои изделия паспортом безопасности. Документ несет информацию:
- о составе продукции: количество веществ (процентное содержание);
- критерии оценки влияния на человека и природу;
- степени опасного воздействия: пожароопасность, токсичность и другие;
- о паспортизации опасных отходов: вид компонентов и класс опасности;
- меры по предотвращению опасности и правила хранения;
- срок действия документа.
Паспорт безопасности – государственное нормативное требование по охране труда и природы
Получение документа
Паспорта безопасности разрабатывают на продукцию, производственные отходы и технические процессы, которые требуют соблюдения правил для охраны труда. Паспортизация опасных отходов подготавливается и утверждается предприятием, в результате работы которого образуются опасные вещества. Документ утверждает и регистрирует Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды Российской Федерации по соответствующему субъекту.
Изготовитель несет ответственность за подлинность сведений об используемых материалах. Информацию о компонентах изделий и отходах производства предприятие получает в результате лабораторных исследований, которые проводят санитарно-гигиенические станции и другие органы в зависимости от типа производства.
Принципы паспортизации опасных отходов
Отходы считаются опасными, если материал или вещества, содержащиеся в них, являются вредными для природы. Примеры вредных отходов включают:
- асбест;
- химические вещества, например, тормозная жидкость или тонер для печати;
- батареи;
- растворители;
- пестициды;
- масла (кроме съедобных), например, автомобильное масло;
- оборудование, содержащее озоноразрушающие элементы.
Опасные отходы разделяются на 5 классов в порядке возрастания по степени их вредного воздействия и кодируются в соответствии с общепринятой классификацией.
Паспорт разрабатывается на отходы, относящиеся к 1-4 классам, отдельно на каждый вид. Компоненты указываются в соответствии с протоколом лабораторных исследований и технологической операции, в процессе которой образовался отход. Далее полученные данные анализируются в соответствии с требованиями ГОСТов, где указывается каждое вещество, его свойства и степень опасности.