Краснокнижные растения и несогласованный проект рекультивации земель как основания для отрицательного заключения экспертизы проектов освоения лесов

Общество "А" подало иск в Арбитражный суд к Минприроды с требованием признать недействительными приказы, касающиеся утверждения заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов, содержащих отрицательные результаты.

Арбитражный суд и апелляционный суд отклонили требования Общества "А". Не согласившись с этими судебными актами, Общество "А" направило кассационную жалобу в Арбитражный суд.

Как следует из материалов дела и установлено судами, лицензия на пользование недрами, выданная Обществу "Б", была переоформлена на Общество "А". Общество "А" получило лицензию для геологического изучения, поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи, включая использование отходов горнодобывающей отрасли. Срок действия лицензии - до 24.01.2028.

Кроме того, на основании приказа Минприроды Обществу "А" были предоставлены в аренду лесные участки для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на тот же срок - до 24.01.2028.

Согласно условиям договора, Общество "А" имеет право использовать лесные участки только после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.

Также договором аренды предусмотрена обязанность Общества "А" соблюдать установленные режимы охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного земельного участка, сохранять виды растений и животных, занесенных в Красную книгу, а также места их обитания, осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и тому подобное) в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Общество "А" разработало проекты освоения лесов и подало заявления в Минприроды на проведение экспертизы. Однако Минприроды утвердило отрицательные заключения государственной экспертизы представленных проектов на основании несоответствия разделов требованиям лесохозяйственного регламента и законодательства о лесах.

Несоответствие заключалось в том, что проектируемые объекты находятся в местах произрастания редких растений, занесённых в Красную книгу, и информация о рекультивации земель основана на проекте рекультивации, не согласованном с Минприроды.

Наличие редких растений, занесённых в Красную книгу, на участке проектируемого объекта было подтверждено результатами обследования лесного участка специалистами краевого государственного учреждения. Документы, составленные по результатам обследования указанных земельных участков, размещены на официальном сайте Минприроды.

Суды, проанализировав представленные доказательства и нормативно-правовые акты, установили:

  • в проектах освоения лесов указаны объекты, расположенные в местах произрастания редких растений, занесенных в Красную Книгу, что противоречит законодательству РФ;
  • в проектах освоения лесов мероприятия по рекультивации нарушенных земель отражены в проекте рекультивации в составе технического проекта разработки месторождения россыпного золота, при этом проекты рекультивации, в нарушение п.10 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила № 800), в Минприроды на согласование не поступали.

Довод Общества "А" о том, что наличие редких растений не может служить основанием для отрицательных заключений по проектам, был рассмотрен судами, которые установили, что этот аргумент не опровергает результаты обследования мест произрастания растений.

Также в кассационной жалобе Общество "А" утверждало, что суды ошиблись, сделав вывод о том, что мероприятия по рекультивации нарушенных земель должны разрабатываться только на основе согласованного с Минприроды проекта рекультивации земель.

Однако суд кассационной инстанции отметил, что необходимость предварительного согласования с Минприроды проектов рекультивации земель (если на лесных участках есть популяции краснокнижных растений) не противоречит Правилам № 800.

Нарушений Минприроды процедуры принятия оспариваемых приказов судами не установлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии у Минприроды оснований для утверждения приказов с отрицательными заключениями государственной экспертизы проекта освоения лесов, в связи с чем правомерно отказали Обществу "А" в удовлетворении заявленных требований.

Следовательно, нет оснований для отмены судебного акта по доводам жалобы.

Суд постановил: судебный акт оставить без изменений, а кассационную жалобу Общества "А" - без удовлетворения.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2024 № А03-3390/2023.


Возврат к списку

clear
Поиск по сайту